Об этом мы поговорили с директором Института психолого-педагогического образования РГППУ Светланой Котовой.
Вначале разберемся с тем, почему мы переживаем?
Период ожидания результатов о зачислении в университет осложнен тем, что перед абитуриентами появляются перспективы риска:
- возможность отказа: все люди плохо переносят отказ, никому не нравится находиться в ситуации возможного отвержения;
- напряженное ожидание перспективного развития событий, которые частично программируют жизнь на ближайшие 4-5 лет. В сознании молодых людей уже сформировались определенные планы. В случае «отказа» им придется: отменять или трансформировать уже запланированное; заменять более желанное на менее желательное (например, перейти в другой вуз); пережить опыт «неудачника», который усугубляется возможным сравнением себя с другими (уже поступившие ребята начинают считаться более успешными);
- напряжение, связанное с идеей, что в случае не поступления в вуз жизнь пойдет по-другому, стресс неопределенности, который, как известно, большинство людей переживает крайне тягостно, с формированием негативного фона настроения и состояний.
Что делать абитуриентам, чтобы снизить градус напряженности?
- Примите этот период ожидания как «подарок» — краткий миг, когда можно отдохнуть перед «дальней дорогой». Постарайтесь поменять отношение к этому времени ожидания: используйте его для отдыха, запланируйте какие-то приятные события, которые откладывали и на которые не было времени (сходить в кино, покататься на велосипеде, встретиться с друзьями, сходить на лекции или выставки – постараться обогатить себя за это время).
- Найдите кого-то, кому вы доверяете (можно и психолога) и поговорите с этим человеком: расскажите о ваших страхах и переживаниях, так как вербальная разрядка помогает значительно снять энергию напряжения, вывести ее во внешний план.
- Мысленно или письменно разрабатывайте планы дальнейших действий на случай «отказа»: делайте это, как мыслительную гимнастику для ума, стараясь «набрасывать» как можно больше вариантов. Наличие множества готовых вариантов того, как можно действовать и что делать, значительно сглаживает стресс ожидания, поскольку создает «зону возможной определенности» и относительно стабилизирует наше психическое состояние. К тому же, благодаря этому снижается реакция на возможный отказ в зачислении.
- Постарайтесь поменять отношение к «отказу»: не принимайте его как отвержение, а рассматривайте как опыт, позволяющий провести «работу над ошибками».
- Помните одно интересное высказывание «Успех — это способность идти от поражения к поражению с неиссякаемым воодушевлением»!