Вице-премьер поблагодарил Валентину Матвиенко и сенаторов за внимание к системе образования и готовность решать задачи совместными усилиями, а также ответил на вопросы. В рамках подготовки к правительственному часу их поступило от сенаторов более 250.
Он отметил, что проанализировано более 600 документов в области образования. При подготовке Стратегии развития образования до 2040 года собрано порядка 340 тыс. мнений от граждан, в том числе через портал Госуслуг. Под председательством премьер-министра Михаила Мишустина проведены стратегические сессии. В итоге определены ключевые вызовы:
- необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой и динамичной экономики;
- трансформация миропорядка и ценностная война против России;
- стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий;
- неравные стартовые возможности и разобщённость социальных групп;
- демографическая яма.
Для ответа на них будет сформирован перечень системообразующих мероприятий в разрезе уровней образования.
Цифровизация должна служить поддержкой учителю, позволяя ему больше времени уделять наставничеству и воспитанию. Технологии не могут заменить живой контакт между учеником и педагогом, который важен для качественного обучения.
Повышение статуса и престижа профессии учителя — ключевой аспект развития системы образования. Первоочередная задача — разработка механизма достойной оплаты труда учителей, а также меры по привлечению и удержанию квалифицированных кадров.
Необходимо определить реальную потребность в учителях по базовым предметам: математике, физике, химии, информатике и биологии. Эту задачу ставит Президент. Доля молодых учителей в возрасте до 25 лет за последние пять лет увеличилась на 1,5%. Несмотря на то что это незначительный прирост, он всё же является шагом вперёд.
Дмитрий Чернышенко поручил Министерству просвещения совместно с регионами сформировать комплекс мер, направленных на сокращение дефицита учителей.